Хотя термин «метавселенная» существует уже почти 30 лет — он появился в романе «Снежная катастрофа» — смена названия Facebook* на «Мета»** в конце октября, похоже, возродила интерес инвесторов к виртуальным и дополненным мирам, которые играют роль в этой концепции.
Четвертый квартал прошлого года был не похож ни на один другой с точки зрения венчурного интереса к пространству VR/AR. По данным Crunchbase, в стартапы в области программного и аппаратного обеспечения виртуальной и дополненной реальности было вложено почти 1,9 миллиарда долларов венчурного капитала — больше, чем за любой квартал.
Этот скачок на конец года помог сделать 2021 год вторым лучшим годом для инвестиций в VR / AR: почти 3,9 миллиарда долларов инвестиций поступило в стартапы — уступая только 2018 году, когда было получено почти 4,4 миллиарда долларов благодаря нескольким крупным раундам таких компаний, как Magic Leap и SenseTime. по данным Crunchbase.
Семь из 10 лучших раундов прошлого года произошли в четвертом квартале, в том числе:
Флоридский производитель носимой электроники Magic Leap привлек в октябре раунд в размере 500 миллионов долларов;
Компания Niantic из Сан-Франциско, производитель платформ дополненной реальности, в ноябре закрыла серию D на 300 миллионов долларов; и
Южнокорейский разработчик приложений для 3D-аватаров NAVER Z также в ноябре собрал серию B на сумму около 188,2 миллиона долларов.
Не только метавселенная
Хотя увеличение венчурного финансирования в виртуальной реальности легко и удобно связать с броским термином, новый интерес к этой области проистекает из чего-то более глубокого, говорят инсайдеры отрасли.
«Я думаю, что то, что вы видите, — это кульминация 20-30-летней борьбы», — сказал Джош Сакман, президент и соучредитель AppliedVR в Ван Найс, Калифорния.
Сакман сказал, что усовершенствования потоковой передачи виртуальной реальности и чипов помогли индустрии выйти на новые вертикали. Его компания предлагает пациентам терапевтическое лечение на основе виртуальной реальности и была одной из тех, кто привлек финансирование в четвертом квартале, получив в ноябре серию B в размере 36 миллионов долларов.
Зак Линч, управляющий партнер компании Jazz Venture Partners, которая принимала участие в AppliedVR Series B, сказал, что когда он впервые использовал технологию виртуальной реальности в 2013 году, он знал, что она не готова для масс. Это изменилось за эти годы, поскольку технологии улучшились.
«Прямо сейчас мы определенно думаем, что VR — это то, что произойдет», — сказал он.
Линч добавил, что несмотря на то, что принятие виртуальной реальности широкой публикой, вероятно, пройдет через годы, такие компании, как AppliedVR, доказали работоспособную бизнес-модель, связанную с виртуальной реальностью, которая не нуждается в метавселенной или каком-то большом иммерсивном мире.
«Такие компании, как AppliedVR, продемонстрировали способность создавать ценность до массового внедрения», — сказал он.
Джоэл-Оскар Райсанен, инвестор венчурных фондов GP Bullhound, сказал, что основная концепция метавселенной — это объединение цифровой идентичности человека и его более физического места в мире. Уже можно видеть, как это происходит — например, как люди используют свои социальные сети или игровые логины на разных платформах вместо своих настоящих имен. Тем не менее, он по-прежнему считает, что широкое внедрение жизни в VR/AR немного отдаляется.
«Мы все еще ждем массового принятия», — сказал он. «Этому несколько мешало аппаратное обеспечение, но мы видим большой прогресс. Скорее всего, это все еще не то, чем люди думали это будет к этому времени пять лет назад».
Корпоративное внедрение
Когда в прошлом году компания ManageXR из Сан-Франциско вышла на сбор средств, компания не использовала термин «метавселенная» в своей презентации, поскольку это было до объявления Meta.
«Возможно, я бы так и сделал, если бы это произошло после», — пошутил Люк Уилсон, генеральный директор и основатель компании, которая помогает компаниям управлять своими устройствами виртуальной и дополненной реальности через свою платформу.
Несмотря на это, компания смогла закрыть раунд на 4 миллиона долларов, о котором было объявлено в декабре.
По словам Уилсона, компания выросла с примерно 30 клиентов — от стартапов до крупных предприятий — до более чем 100 примерно за 10 месяцев, поскольку все больше компаний, похоже, заинтригованы идеей использования виртуальной реальности в таких аспектах, как продажи, обучение и адаптация.
Только в октябре Accenture, одна из крупнейших консалтинговых фирм в мире, объявила о приобретении 60 000 гарнитур Oculus*** Quest 2 для обучения сотрудников.
Однако, как и другие, Уилсон не приписывает рост интереса бизнеса и инвесторов — с тех пор, как он объявил о раунде, он сказал, что получает входящий интерес к венчурному капиталу примерно «каждый день» — только метавселенной.
Вместо этого, по его словам, возобновление интереса является ответвлением достижений в области технологий виртуальной реальности, а также улучшением качества и доступности аппаратного обеспечения.
«Я не думаю, что речь идет только о метавселенной, — сказал Уилсон. «Мы просто пытаемся дать предприятиям возможность использовать виртуальную реальность, а не жить в ней».
Рост метавселенной
Подобно истории сбора средств ManageXR, когда летом калифорнийская компания Inworld AI в Маунтин-Вью представила инвесторов, это было до того, как метавселенная стала модным словечком.
По словам Ильи Гельфенбейна, генерального директора и соучредителя, компания, которая предлагает платформу для разработчиков искусственного интеллекта для иммерсивных реальностей, таких как метавселенная, была встречена некоторыми инвесторами прохладно.
«В июле инвесторы сказали нам, что виртуальная реальность больше не является сексуальной темой», — сказал он. «Они сказали, что это было два года назад».
По его словам, компании по-прежнему легко удалось закрыть стартовый раунд в размере 7 миллионов долларов, о котором было объявлено в ноябре. Однако после объявления о сделке, по словам Гельфенбейна, компания постоянно получает интерес к входящим инвестициям — настолько большой, что в ближайшие несколько недель будет сделано еще одно объявление.
«Интерес только растет», — сказал Гельфенбейн.
В то время как болтовня и заголовки о метавселенной, безусловно, помогают, Гельфенбейн сказал, что он тоже просто видит повышенный интерес к космосу как часть стремления людей к более захватывающим впечатлениям. В качестве еще одного доказательства этого он указывает на недавно объявленное Microsoft приобретение Activision Blizzard за 70 миллиардов долларов.
«Фундаментальная технологическая тенденция здесь для этих виртуальных миров», — сказал он.
* — является экстремистской организацией в РФ
** — является экстремистской организацией в РФ
*** — является экстремистской организацией в РФ
Полезные ссылки
Наш блог о AR/VR/XR с множеством статей
Наш Telegram с новостями из мира NFT и метаверса