VR или виртуальная реальность — технология, позволяющая погрузить пользователя в заранее смоделированную трёхмерную среду.
Как разработчики создают VR среду:
- Моделируют ее с помощью редактора трёхмерной графики (например, посредством игрового движка настраивается таким образом, что пользователь может передвигаться по ней в виде виртуальной камеры);
- Создают ее с помощью трёхмерного куба, на стенки которого натянута 360 панорама (фото, видео или рендер).
Если вы хотите пользоваться такой средой в формате виртуальной реальности, вам необходимо использовать дополнительное оборудование. Как правило, это гарнитуры виртуальной реальности — автономные или проводные.
Типы гарнитур:
Проводные гарнитуры виртуальной реальности
Автономные гарнитуры виртуальной реальности,
Автономные гарнитуры виртуальной реальности для мобильных устройств.
Гарнитура виртуальной реальности
(англ. HMD, head-mounted display), дословно — дисплей, для установки на голову. Он состоит из каркаса, обычно пластикового, в который вмонтирован дисплей. Дисплей программно или аппаратно делится на 2 части так, чтобы можно было выводить картинку по отдельности для каждого глаза.
Также, такие устройства обычно снабжают гироскопом и акселерометром, чтобы отслеживать поворот головы. Дополнительно устройства могут отслеживать смещение пользователя и транслировать это смещение в виртуальную среду. Таким образом пользователь, поворачивая голову в реальности, также поворачивает её и в виртуальной сцене.
Самые распространённые шлемы виртуальной реальности:
1. HTC Vive
2. Oculus Rift CV1
3. Oculus Rift S
4. Oculus Go
5. Oculus Quest
6. Sony PlayStation VR
Самые распространённые шлемы виртуальной реальности для мобильных устройств:
- Gear VR
- Google Cardboard.
Типы контента и методы подготовки контента для виртуальной реальности
В большинстве случаев виртуальная реальность представлена в виде приложений для платформы Windows или Mac iOS или для мобильных платформ Android и iOS. Также это может быть веб-страница на WebGL с реализованным функционалом для виртуальной реальности.
VR или виртуальная реальность создается при помощи игровых движков Unity и Unreal Engine. Изначально для игрового приложения создается контент, обычно это трехмерная графика. Также создаются эффекты, анимация для трёхмерной графики, звуковой ряд, двухмерная графика для интерфейса и прочее. Весь этот контент загружается в движок и настраивается игровой уровень. Затем, программируется какой-то сценарий, состоящий из последовательности событий (анимация, звуки и т. д.).
Возможности в приложениях виртуальной реальности
На сегодняшний день практически все устройства на рынке (HTC Vive и HTC Pro, Vive космос, Vive Focus, Oculus V1, Oculus Quest) обладают 6DoF-трекингом (6 degrees of freedom), то есть отслеживанием перемещения в 6 плоскостях или отслеживанием перемещения с Шестью степенями свободы.
Перемещение шлема и обычно 2 контроллеров можно отслеживать в пространстве, то есть пользователь может перемещаться в определенной зоне. Размер этой зоны зависит от размера и метода построения рабочей области, а также от того, какое устройство используется.
Рабочая область может создаваться внешними датчиками, которые ограничивают её периметр, или посредством Inside Out-трекинга, который реализован на базе нейросети, распознающей плоскость. На этой плоскости можно отметить ту зону, в которой будет перемещаться пользователь, и в течение всего рабочего процесса камеры шлема видят распознанную зону и знают, где мы находимся относительно неё.
За счет такого отслеживания пользователя и контроллеров можно реализовывать различный интерактив: взаимодействие с другими игроками или объектами в виртуальной сцене. Например, пользователь может подойти к двери, взяться за ручку, повернуть её и открыть дверь. Или можно запустить какой-то скрипт: например, найти выключатель на стене и нажать на него, чтобы включился свет.
Также можно реализовывать многопользовательские приложения виртуальной реальности: игры (игровые сценарии, шутеры, MOBA, RPG), тренажёр с различными ролями, где пользователь может проходить обучение или, наоборот, может быть преподавателем, который тестирует обучаемых.
Больше о том, чем может быть полезна VR или виртуальная реальность