Инвестиции в AR и VR: индустрия дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности быстро развивается. Она привлекает крупные финансовые вложения и внимание широкого круга участников рынка. Эти технологии меняют способы взаимодействия людей с цифровыми данными и открывают новые бизнес-возможности.
Инвестиции в AR и VR: источники и объёмы
Середина 2010-х ознаменовалась громкими проектами и масштабными инвестициями в области виртуальной реальности. Рынку уже тогда прочили колоссальные темпы роста. За последние годы объёмы инвестиций в AR и VR значительно увеличились. Согласно отчётам, в 2023 году общий объём инвестиций в эту отрасль превысил 10 миллиардов долларов. Основные источники капитала — это венчурные фонды, крупные технологические корпорации и частные инвесторы.
Среди ведущих инвесторов можно выделить компании: Google, Facebook (Meta)*, Microsoft и Apple. Они видят в этих технологиях основу для будущих цифровых взаимодействий. Венчурные капиталы составляют значительную часть инвестиций в стартапы AR и VR. Эти инвестиции помогают молодым компаниям развивать инновационные продукты и выходить на рынок.
Интерес к AR и VR со стороны венчурных капиталистов обусловлен потенциалом этих технологий. Их можно широко применять в различных отраслях: от игр и развлечений до медицины и образования.
На Российском рынке также есть множество компаний осознающих важность инвестиций в AR и VR и применении данных технологий в своей работе. Так, например, LikeVR совместно с командой «Сбера» разработали AR-квест для Пушкинского музея в Москве. |
Направления инвестиций AR и VR
Средства вкладываются в разнообразные направления: разработку аппаратного (очки и гарнитуры) и программного (платформы и приложения) обеспечения, создание контента.
Особое внимание уделяется разработке индустриальных приложений AR и VR: решений для медицины, образования, недвижимости и производства.
Аппаратное обеспечение — ключевая область для инвестиций. Компании стремятся создать устройства, которые будут более доступными, удобными и мощными. Например, разрабатываются новые типы гарнитур, которые предлагают лучшее качество изображения, более широкий угол обзора и усовершенствованное отслеживание движений.
Программное обеспечение и платформы также привлекают значительные инвестиции. Важно создавать экосистемы, которые поддерживают разработчиков и позволяют им разрабатывать качественные и разнообразные приложения. Это включает в себя разработку SDK (Software Development Kit), инструментов для разработчиков и платформ для распространения контента.
Тренды рынка AR и VR для определения финансовых перспектив
Рынок AR и VR демонстрирует устойчивый рост. По прогнозам аналитиков, к 2024 году объем мирового рынка AR и VR достигнет 72,8 миллиарда долларов. Основной драйвер роста — это увеличение числа пользователей и расширение сфер применения технологий.
Наибольшую популярность AR и VR приобрели в игровой индустрии и развлекательной сфере, однако всё большее распространение они находят и в других: секторах обучения и тренингов, медицины, инженерии и дизайна. |
Игровая индустрия продолжает быть ведущей в применении VR. Играя на сильных сторонах VR (полном погружении и интерактивности), разработчики создают уникальные игровые впечатления. AR также находит широкое применение в мобильных играх: например, Pokémon GO, который продемонстрировал потенциал AR для массового рынка.
Финансовые и экономические аспекты индустрии в зависимости от региона
Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион — лидеры по объёму рынка и инвестициям в AR и VR. В США и Канаде высокий уровень технологической инфраструктуры и значительные финансовые ресурсы способствуют быстрому развитию сектора. В Азии, в частности в Китае, высокий спрос на инновационные технологии и активная поддержка правительства стимулируют рост рынка. Европа также играет важную роль в развитии AR и VR.
Великобритания, Германия и Франция также активно инвестируют в эти технологии и разрабатывают соответствующую инфраструктуру. Европейские компании работают над инновационными решениями, которые находят применение в различных отраслях: от автомобильной промышленности до здравоохранения.
Экономическое влияние AR и VR на разные сферы
AR и VR имеют потенциал существенно изменить экономику и повысить производительность труда. Например, в сфере производства и инженерии использование AR позволяет сократить время на обучение сотрудников, улучшить качество продукции и снизить затраты на ошибки и доработки.
В медицине VR применяется для обучения врачей и проведения сложных операций, это способствует улучшению качества медицинских услуг и снижению затрат.
А вот наша разработка для института лекарственных средств. VR-тренажёр, помогающий сотрудникам отработать необходимые навыки для эффективной и точной работы. |
Применение AR в логистике и складских операциях позволяет оптимизировать процессы и уменьшить ошибки. Работники могут использовать AR-очки для получения инструкций в реальном времени, это повышает точность и эффективность выполнения задач.
Несколько лет назад компания DHL протестировала дополненную реальность на складе в Берген-оп-Зом (Нидерланды), где сотрудникам выдали смарт-очки. На дисплеях очков отображался маршрут к товару и только те товары, которые нужно было собрать в конкретный заказ. Пилотный проект показал отличные результаты: логистика и процесс выбора стали эффективнее на 25%. |
В строительстве AR помогает архитекторам и инженерам визуализировать проекты и вносить изменения на стадии планирования, это снижает затраты и уменьшает риски. |
Создание новых рабочих мест
С развитием AR и VR появляются новые профессиональные возможности и рабочие места. В частности, растет спрос на разработчиков программного обеспечения, дизайнеров 3D-контента, инженеров по аппаратному обеспечению и специалистов по пользовательскому опыту.
Кроме того, развитие этих технологий стимулирует рост связанных отраслей: электронной коммерции, маркетинга и рекламы. Также компании нанимают специалистов по данным и аналитике для изучения пользовательского поведения в AR- и VR-средах. Так аналитика данных помогает компаниям лучше понимать своих клиентов и адаптировать продукты под их нужды. Это способствует созданию более персонализированных и эффективных решений.
Подробнее о том как AR-/VR-технологии меняют рынок труда можно узнать в нашей статье.
Перспективы развития AR и VR: технологии и инновации
В ближайшие годы можно ожидать появления новых технологий и инноваций в области AR и VR. Одним из ключевых направлений станет разработка более компактных и лёгких устройств, улучшение качества отображения и увеличение времени автономной работы.
О лучших устройствах и платформах для AR и VR в 2024 году рассказали тут.
Также большое внимание уделяется развитию технологий отслеживания движений и распознавания объектов, так как это позволит улучшить взаимодействие пользователей с виртуальной и дополненной реальностью.
Одна из самых перспективных областей — развитие тактильных интерфейсов, которые позволят пользователям ощущать физические свойства виртуальных объектов. Это может значительно повысить реалистичность и уровень погружения в VR. В AR ведутся разработки по интеграции с носимыми устройствами (смарт-часами и фитнес-трекерами), потому что это позволит расширить функциональные возможности.
Примеры успешных инвестиций в AR- и VR-технологии
В последние годы индустрия AR и VR привлекла значительные инвестиции. Это способствовало развитию и внедрению передовых технологий в различных сферах. Одной из самых заметных и успешных инвестиций в сфере VR стала покупка компании Oculus VR Facebook (ныне Meta). Это произошло в 2014 году, стоимость составила 2 миллиарда долларов. Эта инвестиция стала отправной точкой для широкомасштабного внедрения виртуальной реальности.
Гарнитура Oculus Rift, разработанная Oculus VR, стала одним из первых коммерчески успешных VR-устройств. В последующие годы Meta продолжила инвестировать в развитие VR, выпуская новые устройства. Ими стали Oculus Quest и Oculus Quest 2. Они получили положительные отзывы и способствовали популяризации VR среди широкой аудитории. |
Magic Leap — это стартап в сфере дополненной реальности, который привлек более 2,6 миллиардов долларов инвестиций от многих компаний: Google, Alibaba, Qualcomm и других.
Несмотря на первоначальные трудности и скептицизм, Magic Leap выпустила свою первую гарнитуру Magic Leap One.
Разработка продемонстрировала инновационный подход к дополненной реальности. Компания продолжает работать над улучшением своих продуктов и технологий, ориентируясь на корпоративный рынок и индустриальные приложения. |
Unity Technologies, разработчик одноименного движка для создания 3D-контента, привлек более 600 миллионов долларов инвестиций. Unity стала ключевым инструментом для разработчиков игр и приложений в сфере AR и VR. Компания предоставляет мощные инструменты для создания интерактивного и иммерсивного контента. Инвестиции позволили им расширить свои возможности. Компания вышла на новые рынки, включая медицину, образование и архитектуру.
Инвестиции в приложения и ПО для дополненной реальности
Niantic — компания, создавшая популярную игру Pokémon GO, привлекла более 470 миллионов долларов инвестиций. Pokémon GO стала мировым феноменом, демонстрируя потенциал AR для массового рынка. Успех игры стимулировал дальнейшее развитие технологий дополненной реальности и привлёк внимание инвесторов к этой сфере. |
Niantic продолжает развивать свою платформу AR и создавать новые продукты. Таким образом разработки компании находят применение в игровой сфере, туризме и образовании.
Snap Inc. — компания, известная своим приложением Snapchat, также активно инвестирует в технологии дополненной реальности. Snap приобрела несколько стартапов, из этой области и внедрила AR-фильтры и линзы в своё приложение. Это привлекло большое количество пользователей. |
В 2021 году Snap запустила Spectacles — очки с поддержкой AR. Это позволило пользователям создавать и взаимодействовать с дополненной реальностью. Инвестиции в AR помогли Snap увеличить свою аудиторию и разнообразить свои продукты.
Финская компания Varjo специализируется на разработке качественных гарнитур для виртуальной и дополненной реальности. Компания привлекла более 100 миллионов долларов инвестиций. Varjo сосредоточилась на создании устройств с ультравысоким разрешением и точной передачей цветов. Это делает их идеальными для профессионального использования в таких областях, как дизайн, авиация и медицина. |
Инвестиции позволили Varjo разработать и выпустить несколько поколений своих гарнитур. Они получили признание на рынке за качество и инновационность.
Вывод о финансовых и экономических аспектах индустрии AR и VR
Примеры успешных инвестиций в AR и VR демонстрируют значительный потенциал этих технологий и могут быть использованы для трансформации различных отраслей. Инвестиции со стороны крупных корпораций и венчурных фондов способствуют развитию новых продуктов и решений. Эти разработки находят широкое применение в играх, медицине, образовании, промышленности и других секторах.
Успех компаний Oculus VR, Magic Leap, Unity Technologies, Niantic, Microsoft, Snap Inc. и Varjo подтверждает перспективность AR и VR. Таким образом, все больше инвесторов обращают внимание на эту сферу и стимулируют дальнейшие инновации в этой динамично развивающейся индустрии.
Тренды говорят, что эти технологии будут играть все более важную роль в нашем будущем. Они изменят способы взаимодействия с цифровым контентом и улучшат производительность труда.
Для бизнеса и инвесторов это означает новые возможности для роста и развития. А для пользователей — улучшение качества жизни и доступ к инновационным решениям.
* Организация Meta и её продукты, такие как Facebook, признаны экстремистскими на территории РФ.